Совокупный тариф на ЖКУ в РФ с 1 июля подорожал в среднем на 4%

Совокупный тарифы на коммунальные услуги — воду, тепло и газ — в России с 1 июля 2016 года в среднем по стране вырос на 4%, но, как утверждают эксперты, опрошенные РИА Новости, в некоторых регионах эти показатели могут быть намного больше. Например, в Москве речь идет о 7,5%, но есть и ряд мест, где платеж практически не изменился.

Коридор роста

В большинстве регионов России с 1 июля выросли тарифы на воду, электричество, тепло и газ. Согласно постановлению правительства, в среднем по стране рост совокупного платежа граждан за коммунальные услуги не должен превысить 4%.

«В среднем показатель в 4% по стране выдерживается», – говорит исполнительный директор «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. Однако в одних регионах предельный рост может быть и выше, а в других ниже указанного уровня – может даже почти не повыситься, замечает она. По ее словам, в этом году рост в среднем по стране получился ниже инфляции.

«Для сравнения, по итогам мая уровень инфляции превысил 7%», — уточняет замглавы Минстроя Андрей Чибис. Он добавляет, что, к примеру, в прошлом году инфляция составила 15,6%, а рост тарифов был на уровне 8,3%.

Важно понимать, что речь идет о совокупном росте. То есть регион вправе, например, резко поднять тариф на тепло, но тогда ему придется дать меньший рост на остальные услуги, чтобы совокупный рост тарифов не превысил предельных показателей. Как поступить, решается в каждом субъекте РФ отдельно, отмечают в «ЖКХ Развитие».

Предельный рост не учитывает цены на содержание придомовых территорий, текущий ремонт общего имущества, уборку подъездов и прочие жилищные услуги, поскольку они устанавливаются управляющими компаниями по согласованию с собственниками жилья, уточняет Чибис.

География тарифов

Поскольку изменения тарифов на ЖКХ — это полномочия региональных органов, показатели роста в регионах не будут одинаковыми.

«Это зависит от многих обстоятельств – например, доступности ресурса. В ряде регионов увеличение цен экономически обосновано исторически низкими тарифами, где-то тарифы, наоборот не вырастут, так как в предыдущие годы сделаны инвестиции, и потребности в увеличении платы нет», — объясняет Чибис.

Лидером роста тарифов стала Москва, которая сохранила индексацию коммунальных услуг на прошлогоднем уровне – 7,5%, отмечает Разворотнева.

В департаменте экономической политики и развития Москвы уточняют, что совокупная индексация коммунальных тарифов вместе с жилищными услугами составила с 1 июля этого года 7,4%. «Получается рост около 200 рублей на человека в едином платежном документе, но все зависит от индивидуальной структуры потребления, от того, как использует ресурсы конкретный москвич», — уточняет представитель департамента.

Так, отопление подорожает на 8,1%, холодная вода и водоотведение – на 7%, горячее водоснабжение – на 7,8%, электроэнергия – от 7 до 15% в зависимости от времени потребления. Тарифы на газ увеличатся на 2%, жилищные услуги – на 7,1%.

Также высокий предельный рост в 6,5% разрешен Санкт-Петербургу, говорит исполнительный директор ассоциация ЖКХ «Развитие» Алексей Макрушин.

Низкий порог роста платы установлен в Северной Осетии — 3%, в Новосибирской области показатель достигает 3,5%, Алтайском крае — 3,7%, рассказывает президент Ассоциации АКОН Сергей Креков.

Чибис добавляет, что в 2015 году в некоторых муниципалитетах тарифы на тепло и воду практически не увеличивались, и в текущем году тарифы на коммунальные ресурсы в ряде муниципальных образований также останутся почти неизменными. Так, по прогнозу ФАС, в поселке Денисковичское Брянской области увеличение составит лишь 0,65%.

Не все эксперты, опрошенные РИА Новости, видят логику в слабой индексации, которую разрешают региональные власти. Из-за того, что во многих регионах занижены тарифы, невозможно оказывать качественные услуги. Особенно это касается воды, говорит Разворотнева.

Например, в Северной Осетии установлены низкие тарифы, которые не позволяют осуществлять какие-то инвестиционные проекты и содержать предприятия в нормальном состоянии, утверждает она. «Парадокс в том, что Москве, где инфраструктура в порядке, действуют самые высокие тарифы», – добавляет Разворотнева.

Возможность концессии

Одно из средств снижения платежной нагрузки на население — это модернизация коммунальных систем, например, тепловых, электрических сетей. Их износ в некоторых регионах достигает 70%, что приводит к огромным потерям драгоценных ресурсов. «Деньги жильцов в прямом смысле «утекают» в землю через трещины в трубах», — высказывает точку зрения советник ОНФ «За Россию» Арсений Беленький.

Сегодня повышение качества инфраструктуры и оказываемых предприятием услуг в регионах возможно за счет передачи неэффективных предприятий в концессию.

«К примеру, за последние годы, благодаря данным мерам, в регионах, где работает частный оператор, аварийность в области теплоснабжения снизилась на 47%, а потери на 18%. Это означает, что больший объем тепла дошел до потребителя и был им оплачен – а не утек сквозь бреши в трубах», — отмечает Чибис.

В свою очередь вице-президент банка «Российский капитал» Ирина Булгакова также говорит, что в долгосрочной перспективе концессии в ЖКХ ведут к стабилизации тарифов за счет модернизации предприятий, однако в краткосрочной могут привести к их росту.

«Из нашей практики, если говорить о тех предприятиях, которые мы оценивали – там, где идет концессия, как правило, идет и рост тарифов, особенно в водоснабжении, это объективная ситуация», – сказала она. По ее словам, это связано с длительными сроками окупаемости инвестиций, которые составляют от 7 до 20 лет.

С такой позицией согласен и эксперт из ЖКХ «Развитие». «Можно ли почистить воду без химических реагентов? Можно, но качество будет плохое. Реагенты подорожали и если водоканалу не учесть этот рост в тарифах, то он встанет перед необходимостью нарушать требования к качеству услуг, чего, наверное, никому из нас не хочется», — приводит пример Макрушин.

Не стоит думать, что вина за рост тарифов лежит только на инфраструктурных организациях, говорит директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ГУ-ВШЭ Илья Долматов. Дело в том, что сами инфраструктурные компании являются, в том числе и потребителями услуг других секторов. Так, при реализации какой-либо инвестпрограммы, возникает необходимость закупки оборудования и комплектующих, которых точно так же дорожает, и это, в свою очередь, сказывается на тарифах для потребителя.

Неясное ощущение повышения

Тем не менее, эксперты единодушно полагают, что граждане не почувствуют нагрузку, поскольку в этом году ее рост будет очень незначительным. Цены в ЖКХ в последние годы растут существенно медленнее инфляции, говорит Макрушин.

«То есть в сопоставимых ценах происходит не рост, а падение стоимости жилищно-коммунальных услуг. Снижается и доля от общих доходов, которую российские семьи тратят на услуги», — объясняет он.

Кроме того, уязвимым категориям, получающим субсидии на оплату услуг ЖКХ, платить больше не придется – рост тарифов будет компенсирован увеличением субсидии, обращает внимание Макрушин из ЖКХ «Развитие».

Люди, которые испытывают сложности, могут получить субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг, если их расходы на оплату услуг ЖКХ превышают 22% от общего дохода семьи. «В отдельных регионах данная величина может быть меньше», — говорит Чибис.

Источник: ria.ru

Материалы по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *