Информационная работа с собственниками жилья поможет улучшить платежную дисциплину

1085939 06.04.2012 Участница одиночного пикета в рамках акции "Требуем от властей полного выполнения обязательств по капитальному ремонту домов!" у здания Государственной Думы в Москве. Рамиль Ситдиков/РИА Новости
фото: Рамиль Ситдиков/РИА Новости

Воронежская область стала первой в рейтинге информационной открытости региональных операторов капремонта. Составили его в НП «ЖКХ Контроль» — это одна из самых активных всероссийских организаций, отслеживающих ситуацию в «коммуналке». Эксперты изучили сайты фондов капремонта в субъектах РФ и оценили полноту сведений, которые простой гражданин может там почерпнуть.

По такой методике рейтинги выстраивали и прежде. Но теперь была сделана поправка на эффективность самой системы капремонта в том или ином регионе. Тем, кто попал в топ-20, начисляли дополнительно десять баллов. Последней двадцатке — наоборот, по десять баллов сняли.

— Мы исходили из того, что информационную открытость необходимо увязывать с результативностью работы. Если сайт в полном порядке, но программа капремонта не выполняется и качество сделанных домов не удовлетворяет граждан, то отношение людей к программе и региональному фонду вряд ли будет положительным, — пояснила исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

Рейтинг эффективности, в свою очередь, представил в конце прошлого года Фонд содействия реформированию ЖКХ. Баллы там начислялись в зависимости от того, как успешно субъект РФ выполнил программу по обновлению жилфонда, сколько выделил средств из бюджета, сколько — собрал с населения… По сумме показателей за последнюю пару лет Воронежская область заняла в этом рейтинге третье место в стране.

Воронежская область

Как отметили в областном фонде капремонта, регион в срок завершил все работы на 171 многоквартирном доме — эти объекты значились в плане на 2014-2015 годы. Жилищные условия улучшило в итоге 12,5 тысячи человек. Из 250 многоэтажек, внесенных в план на 2015-2016 годы, подрядчики полностью отделали уже 131. До конца 2016-го на капремонт направят 1,6 миллиарда рублей, накопленных собственниками жилья. Ставку планируют сделать на комплексные работы: если менять инженерные сети и перекрывать кровлю в разные годы, ориентируясь на нормативные сроки службы тех или иных «элементов» дома, людям придется терпеть неудобства регулярно.

Выйти в лидеры по информационной открытости воронежскому фонду, по всей видимости, помог новый сайт. Его в минувшем году сделали более удобным и насыщенным. Доработан, к примеру, онлайн-сервис «Личный кабинет». Зарегистрироваться в нем может любой собственник жилья в многоэтажке, которая включена в региональную программу капремонта. Человек «привязывается» к своему адресу и лицевому счету, после чего может увидеть технические характеристики дома и сумму взносов, поступивших от его обитателей (по месяцам). Сервис позволяет самостоятельно сформировать и распечатать квитанцию для уплаты взноса за капремонт.

Воронежский фонд собрал довольно обширный раздел с ответами на горячие вопросы: от «Что будет, если я не стану платить?» до «Должны ли начисляться взносы за подземные парковки?». Отдельно выложены аудиторские заключения и годовые отчеты — в виде сводной информации и по конкретным адресам — с фотографиями до и после проведения работ. Кроме того, на сайте есть раздел с законодательными актами, так или иначе связанными с реализацией областной программы капремонта.

Разъяснения о том, как действует эта программа, активно распространяются в местных СМИ. Судя по динамике собираемости платежей, народное доверие растет. В среднем по региону поступает 82 процента от общей суммы начислений, но есть сельские районы, где этот уровень в январе перевалил за 90 процентов. В нескольких муниципалитетах после Нового года платежная активность повысилась неожиданно резко: в Аннинском районе — с 66 до 92 процентов, в Богучарском — с 58 до 78, в Каширском — с 48 «подскочили» до 83. Правда, в четырех муниципалитетах (включая Воронеж) статистика испортилась. По словам главы регионального фонда Сергея Крючкова, платежную дисциплину будут подтягивать с помощью информационной работы.

Тверская область

В Тверской области, которая заняла в рейтинге информационной открытости третье место, лидерству регионального фонда капремонта удивились. Причем не только простые жители региона, но и представители власти.

Реакция граждан понятна, ведь проблемы в сфере ЖКХ и качество капремонта многоквартирных домов являются головной болью едва ли не всех регионов России, и Тверская область — не исключение. По части информационной открытости у людей тоже есть вопросы — например, такой: почему в фонде не предали огласке причины увольнения своего предыдущего директора?

«Народ хочет знать, как ваш фонд добился таких результатов», — написал в одной из дискуссий в соцсети Facebook замруководителя областного управления информационной политики, обращаясь к пресс-секретарю фонда.

«Полагаю, у других еще хуже. Впрочем, многие районы сумели вовремя сдать качественные документы и вошли в программу софинансирования в прошлом году, насколько я помню по новостям», — сообщила одна из читательниц аккаунта.

«Спокойно, это было соревнование среди администраций: «Кто лучше напишет программу». Это ж не по воплощению программы в жизнь итоги подводились», — отметил еще один читатель, преподаватель госуниверситета.

Но еще больше этому рейтингу удивились прокуроры, проводившие проверку фонда буквально накануне публикации итогов — в связи с поступившей жалобой на волокиту. В деятельности регионального оператора выявлены многочисленные нарушения статей 8, 10, 12 федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», выразившиеся в нарушении сроков, порядка регистрации и рассмотрения обращений граждан», говорится в официальном сообщении областной прокуратуры.

Директор фонда Сергей Бойков получил грозное представление: привести работу регионального оператора в соответствие с требованием закона и соблюдать права граждан. Из текста понятно, что жалоба не была единичной: на поступившие ранее обращения по электронной почте фонд также не отреагировал. Кроме того, в отношении руководителя возбуждено административное дело по статье 5.59 КоАП РФ (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан), материалы которого вместе с материалами проверки направлены в мировой суд. По всей видимости, эти нюансы на оценке работы фонда не отразились.

Владимирская область

Успех Владимирской области, оказавшейся в списке четвертой, возможно, объясняется опытом региона. Как рассказала «РГ» замгубернатора Лидия Смолина, секрет реализации программы оказался в том, что ее начало «не стали откладывать в долгий ящик».

— Решение ввести плату за капремонт в области было принято с 1 апреля 2014 года — раньше, чем во многих других регионах, где не спешили из-за выборов и каких-то других причин. Экономически обоснованный платеж был установлен в размере 6 рублей 50 копеек с квадратного метра, но все понимают, что главная задача — не деньги собрать, а дома ремонтировать, — рассказала Лидия Смолина.

Она уточнила, что за неполные два года в регионе успели отремонтировать 1047 домов, и это сказалось на качестве: многие здания принимали не с первого раза, завершение части ремонтов 2014-го плавно перетекло на 2015-й. Но форсировать работу в авральном режиме ради красивого отчета в регионе не стали.

Информационную открытость необходимо увязывать с результативностью работы

— Вопросу качества у нас уделяется особое внимание. Нельзя спешить, надо делать хорошо и надолго. Качество работ проверяют специалисты жилинспекции, но главный наш контролер — все же жители. Общественная организация «ЖКХ Контроль» во Владимирской области насчитывает около 700 активистов во всех муниципальных образованиях, это одна из самых многочисленных организаций в России, — рассказала замгубернатора.

По данным владимирского отделения ОНФ, в большинстве обследованных домов региона был проведен капремонт надлежащего качества. Основные замечания касались несоблюдения объявленных сроков ремонта и, к слову, как раз информационной открытости: на ряде домов отсутствовали стенды, а в графе «начало и окончание работ» стоял прочерк. Активисты призвали региональный фонд обеспечить условия для участия собственников в общественном контроле на всех стадиях подготовки, организации и проведения капремонта.

Впрочем, владимирские власти убеждены, что залог слаженной работы программы капремонта — постоянный контакт с жителями. Прежде чем начать собирать с людей взносы, во всех муниципалитетах региона прошли массовые собрания, на которых жителям раскрыли механизмы работы программы.

— Информированность граждан очень важна. Мы провели более 50 встреч во всех муниципальных образованиях, собирая везде полные залы, — сообщили в администрации региона.

Кстати, в 2014 году во Владимире создали единый расчетно-кассовый центр, который вместо шести платежек присылает собственникам единую квитанцию со всеми расходами по ЖКХ. В итоге прозрачность в ведении счетов позволила повысить уровень собираемости платежей до 95 процентов. В домах, где единой платежки нет, этот показатель составляет в среднем около 82 процентов.

Ивановская область

Совсем иначе выглядит ситуация в соседней Ивановской области, которая оказалась в самом «хвосте» всероссийского списка. Яркая иллюстрация: в конце января в региональном центре прошел рейд по многоквартирным домам, включенным в отчеты местного фонда капремонта. Адресов оказалось значительно меньше, чем ожидалось: в облправительстве признали, что программа фактически оказалась сорвана. В половине из более чем 500 домов, включенных в нее, ремонт даже не начинался. Поэтому вовсе не удивительно, что область оказалась в числе аутсайдеров и по эффективности реализации программы, и по информационной открытости.

Вину за срыв работ в правительстве региона возложили на департамент ЖКХ и региональный фонд капремонта, которые долгое время «замалчивали проблемы». Те, в свою очередь, посетовали на нежелание граждан платить обязательные взносы и нехватку персонала регионального оператора. По итогам года в области удалось собрать лишь 69 процентов начисленных взносов, а на специальные счета собственники внесли порядка 80 процентов платежей.

Когда активисты Народного фронта вместе с экспертами выборочно обследовали дома, в которых капремонт все же проводился, посещение отдельных зданий вызвало скандал. Акты о приемке работ оказались подписаны, а работы — не доведены до конца. При этом представители регионального оператора сообщили, что часть мероприятий на объекте действительно перенесена на 2016 год, но затруднились пояснить, каким образом такая работа была принята.

— На наш взгляд, в данном случае вполне можно ставить вопрос о возврате средств, выплаченных подрядчикам, — заявил руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Дмитрий Сафонов.

Проверяющие отметили низкое качество подготовки сметной документации и слабый уровень контроля за ходом работ со стороны регионального оператора и уполномоченных организаций, порекомендовав властям усилить эту работу. А еще жители пожаловались проверяющим, что подрядчики заменили в квартирах стояки, но даже не удосужились запенить или зацементировать отверстия в полах и потолках. Вскрылись и неприглядные финансовые аспекты: за установку новых радиаторов отопления и полотенцесушителей с собственников взяли от двух до трех тысяч рублей, в то время как эти работы должны были быть выполнены бесплатно.

В рамках «правительственного часа» на заседании областной Думы региональные власти пообещали в ближайшее время исправить ситуацию с капремонтом. В 2016 году штат фонда ЖКХ решили увеличить с 22 до 48 человек, организовав отделы строительного контроля и подразделение претензионной работы, которое будет взыскивать задолженности по оплате взносов.

Кстати, информационную открытость в процессе капремонта отлично характеризует тот факт, что на момент подписания номера в печать в облправительстве так и не ответили на запрос «РГ», почему регион занял столь низкую позицию в общероссийском рейтинге и каким образом собирается исправлять ситуацию.

Источник: rg.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *