Что становится понятным, когда приходишь на работу в ЖКХ?

2710_originalЖурналисты печатных изданий и телеканалов знают – если хочешь, не особо напрягаясь, поднять тему, которая будет близка всем и получит множество одобрительных откликов, – напиши или сними сюжет об очередной проблеме в ЖКХ, благо они всем видны и касаются каждого. Это вам не про коррупцию писать – из судов не вылезешь, а коммунальщикам и крыть нечем – проблемы всегда есть и будут ещё. Но мы решили пойти иным путем — узнать у человека, который совсем недавно был «потребителем услуг», каково ему сейчас приходится в роли того, кто эти услуги оказывет. Что изменилось в его сознании, и как он теперь оценивает «потребителей».

К слову, средства массовой информации отрасль ЖКХ всегда, вольно или невольно, принижали ещё с советских времен. Юмористический журнал «Крокодил» (и не он один) из номера в номер охотно клеймил позором нерадивых сантехников и дворников, хотя проблем в СССР было предостаточно. Причина такого «внимания» была та же, что и сейчас – тема близкая и безобидная.

Домоуправ 18 микрорайона Евгений Золотарев в своей должности работает со 2 марта 2015 года. До этого дня он сменил много профессий — работал инструктором по вождению в ДОСААФ, преподавателем, водителем, таксистом, начальником гаража, страховым агентом. Узнал, что в управляющей компании есть вакансия, написал резюме, и его приняли на работу.

— Раньше я вообще о работе ЖКХ как-то особо и не задумывался, — говорит Евгений. Разумеется, как и у многих других людей, у меня возникали сомнения – а за что, собственно, мы платим, какие работы проводятся на эти деньги? Где эта работа? Но, как и подавляющее большинство, дальше этих вопросов не шел. Никогда даже не задумывался о том, что представляет собой труд дворников или сантехников. Мусор выбросил – его увезли, кран повернул – пошла вода, о чем тут ещё думать?

Надо заметить, что отрасль ЖКХ по количеству занятых в ней работников даст фору тяжелой металлургии, автомобилестроению или сельскому хозяйству страны. Но при этом ни техникумов, ни ВУЗов, которые бы обучали руководителей (или специалистов с «уклоном») для сферы ЖКХ, ни в СССР, ни в России нет и никогда не было, что тоже принижает значение отрасли. Разумеется, отдельным специальностям – сантехник, юрист, инженер-строитель или экономист обучиться можно, но для работы в отрасли жилищно-коммунального хозяйства надо долго и трудно переучиваться на практике. Поэтому, например, руководителями домоуправлений стараются брать людей не просто с высшим образованием, а еще и с опытом работы в разных отраслях. И, к слову, уже бывшие работники ЖКХ в других отраслях тоже ценятся как руководители. Это такой «спецназ» по сравнению с начальством, например, заводского цеха, поскольку домоуправ — капитан корабля, который постоянно тонет. Каждый день приносит всё новые проблемы – пробоины, но пойти на дно или остановиться этот корабль не имеет никакого права. Например, в городской Думе пятого созыва, пожалуй, только депутаты–коммунальщики имели реальный и адекватный взгляд на городские проблемы.

— Вывоз бытовых отходов, казалось бы, простая операция, но на деле — целая «наука», — говорит Евгений Золотарев. — Я никогда этому вопросу не придавал значения. Важно соблюсти график, всё погрузить, ничего не уронить, отчитаться и потом всё лишнее убрать. Я раньше не задумывался, что работа дворников настолько тяжела – мороз, ветер, жара – дворник обязан выйти на работу и всё убрать. Люди это редко замечают, но по объемам вывозимого и собираемого с территории дворов мусора я могу точно определить – одной недели «отдыха» дворников хватит, чтобы вся площадь двора покрылась ровным слоем отходов. Сантехникам тоже нелегко, надеюсь, понятно, почему.

К сожалению, для обычных горожан не существует экскурсий в ту или иную профессию, хотя было бы полезно. Но не пойдет никто – своих дел хватает, не до чужих занятий. В конце концов, например, поваром, воспитателем или водителем некоторое время бывает каждый из нас, и каждый знает, каково это — быть в профессии почти каждый день.

— У домоуправления нет каких-то сезонов отдыха. Зимой – уборка и вывоз снега, регулировка отопления. Весной – уборка территорий от всего, что раньше было скрыто снегом, сезонная промывка систем отопления. Летом – контроль текущего ремонта крыш, межпанельных швов, подъездов, скашивание травы, покраска малых форм. Осень – ответственный этап – начало отопительного сезона, и снова уборка старой травы, листвы. И плюс к этому, постоянный контроль подвалов, крыш, мусоропроводов, малых форм во дворе, общего состояния домов, написание отчетов, приём жалоб, осмотр всего и вся на предмет ремонта и сбор квартплаты – работа с должниками. Но это я только самые очевидные работы назвал. Ситуация ведь меняется ежечасно – утром сантехники проверили подвал – чисто, сухо, свет есть, а через полчаса – подпор канализации, чему виной в 99% случаев бывают сами жильцы (в канализации, порой, чего только не находят — от частей одежды до залежей ртути и кошачьих трупов – прим. авт.). Утром мусоропровод работал нормально – днём кто-то выбросил моток старых обоев, образовался засор, к вечеру там сверху уже сто килограммов мусора, и вонь на весь подъезд. Или вечером был штормовой ветер – утром надо пойти проверить антенны. Бывает, что их срывает, и они висят на тонком проводе над козырьком подъезда, а люди не видят. Или юные граждане вышли на крыше потусоваться – сбили замок на люке, а по итогам ближайшего дождя несколько квартир затоплено и мягкая кровля требует дорогущего ремонта. И подобное происходит постоянно и в разных вариантах, которые даже предположить сейчас невозможно. Но всё проблемы надо решать немедленно, максимально качественно и постараться сделать так, чтобы этого больше не повторилось.

Если сравнивать нашу упорядоченную жизнь с работой компьютера, то ЖКХ – это операционная система, в которой мы существуем. Но при этом, мы с вами сами ее и создаем, никто её за нас не придумал – это наше с вами зеркало. Состояние подъезда и двора, порой, говорит не столько об управляющей компании, сколько о самих жильцах.

— Откровенно говоря, больше всего меня удивляет даже не объём работы, а то, как к ней относятся жители. Как можно оскорблять людей, основываясь только на своих домыслах? Неужели нельзя хотя бы проверить факты, прежде чем кого-либо обвинять? Складывается ощущение, что наша отрасль – это такое место слива негативных эмоций, нас очень часто обвиняют в том, к чему мы отношения вообще не имеем. При этом у домоуправления нет каких-то подъездов–«любимчиков», нет какого-то особого отношения к какому-либо дому. Все равны по количеству обязательных работ, но в одном подъезде через час после уборки её как будто и не было никогда («виноваты», разумеется, мы), в другом — чистые пол, стены и потолок с момента ремонта, который был четыре года назад (и жильцы справедливо считают, что это их заслуга).

Поскольку ЖКХ, по версии многих СМИ, виновато во всём, жители очень часто просто дезориентированы. Многие, например, считают, что управляющая компания несет функции охраны общественного порядка (должна следить за теми, кто курит и дебоширит в подъездах), должна отстаивать права жильцов перед ресурсоснабжающими организациями, штрафовать водителей, которые ставят автомобили на газонах, ремонтировать квартиры, убирать мусор и чистить улицы от снега по всему городу. На самом деле все работы управляющей компании отражены в договоре и закреплены законодательством. Этих работ много, но все они не выходят за рамки дома и двора, и ни в коем случае не дублируют обязанности полиции, муниципалитета, юристов и самих жителей.

— Сейчас вникаю в сантехнику, откровенно говоря, тут у меня пробел в знаниях, но я его быстро восполню, — говорит Евгений. Не могу сказать, что по прошествии трёх месяцев работать стало легче, пока такое ощущение, что с каждым днем становится всё тяжелее и тяжелее. Кроме этого, мне кажется, я вижу те моменты, которые в моей работе можно оптимизировать – унифицировать и упростить, но с этим еще тоже нужно разбираться.

Я не представлял себе, что работа домоуправа настолько сложна и интересна одновременно. А вообще, конечно, удивительно, что рядом с нами существует целая отрасль, но о принципах её работы большинство даже не подозревает.

Кстати, поговорить нам удалось всего 20 минут. Потом пришли жильцы и попросили Евгения Золотарева разобраться с саженцами. Их или не довезли или, наоборот, оказалось много — домоуправ поехал разбираться лично.

Источник: tkgorod.ru

Материалы по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *