Ремонт реальный — аукцион виртуальный

IMG_20150525_220835Мы продолжаем серию журналистских расследований об эффективности бюджетных расходов при проведении госзакупок в регионах России. «РГБ» уже писала о работе системы госзакупок в Москве, Екатеринбурге, Мордовии, Самарской и Саратовской областях. Сегодня речь пойдет о том, как решили проблему эффективности и прозрачности госзакупок в Санкт-Петербурге.

Опыт северной столицы по проведению электронных торгов по капитальному ремонту сегодня считается одним из самых успешных в стране.

Сегодня одной из важнейших задач является организация конкурсных процедур, так как именно от этого зависит исполнение плана капитального ремонта в городе. В 2014 году санкт-петербургский НК «Фонд — региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» поставил перед собой цель — привлечь новых участников, в том числе за счет электронных торгов по капремонту. Эту задачу удалось решить: благодаря электронным аукционам в тендерах региона теперь участвуют не только местные поставщики, но и компании, и индивидуальные предприниматели со всей России. Торги проводились на Единой электронной торговой площадке.

Благодаря переходу торгов в электронный вид удалось избежать и других проблем. «Основное достоинство электронных аукционов — это сокращение бумажного документооборота. Раньше все конкурсные заявки были на бумаге, а так как они очень объемные — заявка могла состоять и из 30 тысяч страниц, по сути, надо иметь целый склад только для хранения архива. Сейчас весь этот массив информации хранится в электронном виде, всегда можно найти и скачать то, что нужно. Процесс в электронном виде менее трудозатратен как в плане места, так и в плане человеческих ресурсов, — поделился с «РГБ» опытом начальник отдела торгов НК «Фонд — региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Виталий Махаутдинов. — Еще одно преимущество связано с обеспечением исполнения обязательств по заявкам. Электронная торговая площадка ведет прием обеспечения заявок и возвращает их автоматически, то есть реально снижена нагрузка на нашу бухгалтерию. Всю рутину удалось автоматизировать, а средний дисконт по торгам сейчас составляет 6,4-6,7%».

«Основные плюсы — централизация закупок на уровне одной организации. Соответственно, деятельность по организации капремонта контролируется на уровне высшего руководства города, а не как раньше — на уровне администрации районов, когда не было ясно, кто и как проводит капремонт, по каким принципам отбираются подрядчики. Сейчас это единые требования к подрядчикам, единый орган, который осуществляет функции по отбору этих организаций, ну и самое главное — торги проходят с максимальной прозрачностью и открытостью за счет того, что все в электронном виде, — отмечает Антон Емельянов, гендиректор Единой электронной торговой площадки (ЕЭТП). — Руководство Санкт-Петербурга довольно форматом проведения торгов и, насколько мне известно, планирует все поддерживать в таком же духе. На сегодня уже отторговано более 70% программы капитального ремонта города. Все процедуры проходят с высокой явкой со стороны поставщиков».

В 2015 году петербуржцы при проведении торгов стали проводить группировку лотов. С учетом инфляции и подорожанием отдельных видов работ на 25% определенной задачей было сделать выполнение работ по лотам экономически привлекательной. Для этого одинаковые виды работ в однотипных домах в рамках одного района города стали объединять. Для стимулирования участия малого бизнеса в программе капремонта сформированы 110 лотов, где стоимость не превышает 5 млн рублей.

В итоге дополнительно через группировку лотов удалось повысить эффективность работы. Если в 2014 году один человек обслуживал 9 лотов, то в этом году один человек обслуживает уже 28. В среднем специалисты отдела торгов фонда фиксируют чуть менее трех заявок на один лот. И торги признаны конкурентными.

«Раньше торги по капитальному ремонту проводились на уровне районов, в этих торгах было невозможно поучаствовать, поскольку они были «разбросаны» по сайтам администраций районов и, как правило, были спрятаны, — говорит Георгий Беляков, генеральный директор «Армада Строй-Сервис». — Пул поставщиков на капремонт был «свой» у каждого района, и это приводило к низкому качеству работ, завышению цен и, соответственно, нехватке денег. Сейчас на общих основаниях мы можем в режиме реального времени увидеть на ЭТП опубликованные торги и поучаствовать в них. Кроме того, единые требования ЭТП и Фонда упрощают поставщикам доступ к торгам и дают возможность для добросовестного подрядчика победить в тендере».

Высоко оценил практику проведения торгов по капитальному ремонту в Санкт-Петербурге и Минстрой. В министерстве местные результаты назвали одними из самых прогрессивных по стране. Остальные регионы стремятся повторить успех питерских коллег. Уже планируются перевести торги в сфере капремонта многоквартирных домов в электронный вид в Красноярском крае и Калужской области.

«Со следующей недели планируем начать электронные торги в сфере капитального ремонта в рамках постановления Красноярского края о порядке проведения таких торгов, — сообщила «РГБ» Екатерина Терещенко, замглавы Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края. — Мы с момента создания размещаем такие закупки самостоятельно для нужд регионального оператора на электронных площадках. В результате получаем экономию при приобретении оборудования, имущества и канцелярии для нужд около 10-15% по итогам года».

Электронные аукционы имеют хорошие перспективам и выгодны обеим сторонам. Плюсы очевидны: автоматизация процесса управления госзакупками, минимизация ошибок из-за пресловутого «человеческого фактора», сокращение издержек заказчика, доступность широкого круга поставщиков, а также прозрачность электронных процедур.

«Помимо единых требований, предъявляемых к организаторам торгов и структурам закупок, предъявляются единые требования с точки зрения информационной открытости. То есть на крупнейшем национальном операторе электронных торгов, к которому имеет доступ аудитория свыше 300 тыс. организаций, вся информация открыта, доступна и удобна для восприятия. Никаких подводных камней, все прозрачно, — констатирует Антон Емельянов. — Большое преимущество заключается в том, что город не тратил никаких денег на доработку ни программного обеспечения, ни информационных систем. Отсутствие дополнительных расходов — большой плюс для экономики города».

Источник: rg.ru

Материалы по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *