Без государственного кирпича стена ЖКХ рухнет уже завтра

ruins4Разваливающейся системе российского ЖКХ необходимо решительное и однозначное слово государства. Иначе одноразовые припарки окончательно добьют умирающую систему.

Ни одна отрасль не может поступательно развиваться в условиях диаметрально противоположных доктрин, когда с одной стороны — настоятельное требование необходимости рыночных преобразований, а с другой — жесткое регулирование тарифов. Особенно если речь идет о таком сложном комплексе как жилищно-коммунальный. О том, что необходимо сделать для реанимирования системы ЖКХ и что ждет Россию, если этого не случится, корреспондент ОК-inform поговорил c одним из самых авторитетных специалистов в области ЖКХ, директором московского Института экономики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Виктором Колесником.

Надо признать, что отрасль ЖКХ — в кризисе

— Виктор Григорьевич, о ЖКХ и его отсталом полуобморочном состоянии уже столько сказано, что люди потеряли всякую надежду на выздоровление. Создается впечатление пустой говорильни. Что же происходит?

— Неустойчивость системы ЖКХ и программы его реформирования порождают проблемы их долгосрочного развития. Проблема ЖКХ уже превратилась из отраслевой в социально-экономическую. Почему? Потому что идеи, набор постулатов, заявленных при начале реформы, так и не достигли какой-то константы. И основные проблемы связаны с непоследовательностью и половинчатостью в реализации этой реформы. Соответственно, и с ее незавершенностью. И краеугольный камень в этом — политическая направленность регулирования всех тарифов и нормативов на коммунальные ресурсы и услуги.

Но если развить тему, то в состоянии российского ЖКХ сейчас все-таки есть как хорошие, так и не очень радостные новости.

— Неужели хорошие все-таки есть?

— Да. Это то, что процесс все-таки не останавливается. Мы худо-бедно получаем воду, тепло и свет. Они продаются, ресурсы покупаются. Но качество оставляет желать лучшего, так как до конца правила регулирования отрасли так и не были заданы правительством.

— В чем конкретно проблема?

— Помните знаменитый Госсовет по ЖКХ, где основным докладчиком был губернатор Петербурга Георгий Полтавченко? Там Владимир Путин сказал, что количество законодательных актов в отрасли превышает все мыслимые и немыслимые пределы. Это так на самом деле и есть. Если погрузиться в эти акты, то получается, что один документ противоречит другому, или одно действие отменяет другое действие, или один закон не дает заработать другому закону. Они не улучшали ситуацию, а только запутывали и запутывали. Отсюда все проблемы. И это недоперереформирование порождает постоянный бег по кругу в части его регулирования. Когда много правовых актов, исполнители или держатели которых разные ветви власти, получается, что отрегулировали одно, а другое в это уже не вписывается. В результате возникает институциональный тупик, который приводит к тому, что инвесторы не только теряют почву под ногами, а просто опасаются отрасли. Отрасль ЖКХ просто не способна эти инвестиции производить, и она опять оказывается отброшенной к началу реформы. Отсюда ее неустойчивость. Запасы прочности, оставшиеся от СССР, и косметические действия позволяют приглушать, но не решать долгосрочные проблемы отрасли. Нет рыночного регулирования. Конкуренция невозможна.По мнению Путина, которое он озвучил в 2012 году, потребуется сделать семь шагов для улучшения качества жилья и жилищно-коммунальных услуг. Но в действительности правительство только совещание проводит по запуску концессионных проектов в сфере ЖКХ с 2016 года. Кто останется только в том 2016 году? Муниципальные предприятия уже давно срослось с местной властью, это их «кормовая» база.

— А ведь именно конкуренция должна была стоять в основе реформы ЖКХ?

— Именно так. Самая главная объявленная реформой цель — это создание конкурентной среды. Она оказалась нереализованной и, соответственно, не может быть реализована. Отрасль, в текущем состоянии, сама себя отрегулировать не может. Не заинтересована! Предприятия ЖКК заинтересованы только в росте вала при росте цен. Дополнительно тратить средства, снижать издержки, модернизировать предприятие — для этого надо работать. Но зачем? Прибыль и так есть. Такая идеология означает перенос стоимости основных фондов на оказываемые услуги, поэтому и ошеломляющая статистика по износу — более 60%.

Надо признать, что отрасль ЖКХ находится в кризисе. Когда требуется инициатива, то от кого она должна исходить? В первую очередь от государства. Это аксиома. Государство выдвигает новые теории спасения, и некоторые вещи должны быть пересмотрены. Отрасль ЖКХ — одна из системообразующих. Услуги отрасли не делимы и оказываются всем без исключения, как армия, законодательство, социальная сфера. Надо принять некий консенсус. Либо мы выбираем дерегулирование и 100-процентную приватизацию, либо объявляем переходный период. Надо признать, что отрасль ЖКХ находится в кризисе. Когда требуется инициатива, то от кого она должна исходить? В первую очередь от государства. Это аксиома. Государство выдвигает новые теории спасения, и некоторые вещи должны быть пересмотрены Если мы в рынке или идем в рынок, то идти необходимо либо всем одновременно, либо всем одинаково. А все эти мантры ничего кроме изжоги не вызывают. Те, кто слушал Послание Президента Федеральному Собранию (4 декабря 2014 года), обратили внимание, что акценты расставлены: «Нельзя имитировать … » И в ЖКХ нельзя имитировать, и так уже платим не за потребленные услуги, не за качество, а за сам факт того, что мы являемся потребителями. Коммунальное рабство.

Рассуждения знатоков и квитанции жильцов — две большие разницы

Виктор Колесник утверждает, что можно сколько угодно разглагольствовать о реформе, однако на практике люди сталкиваются совсем с иными реалиями.

— Одно дело — рассуждения экспертов о реформе, сезонное обсуждение в СМИ повышения тарифов, другое — ежемесячные квитанции жителям и качество услуг, предлагаемых к оплате. Возьмем среднюю квартиру: 30 кв. метров жилой площади, оплата — почти 4 тысячи рублей. И самые крупные цифры в квитанции — отопление, содержание и ремонт жилой площади. А за что, спрашивается? Радиаторные батареи знают два положения — очень холодно или очень жарко; подъезд убирают в лучшем случае 1 раз в месяц и т.п. Бытует мнение, что, дескать, тепло улетучивается сквозь стены. Между тем, исследования доказывают, что максимум тепла, которое может выходить из жилища — не более 15%. И сухая логика цифр показывает, что сколько ни утепляй жилище, проблему это не решит. К дому идет труба, ей столько же лет, сколько и дому. Таких у нас по стране за 70%, поэтому потери начинаются в трубах. Кроме того, в большинстве домов — элеваторная схема отопления. Она не позволяет обеспечить должный уровень комфорта, неэффективна с точки зрения регулирования тепловой энергии. А ежемесячный платеж у всех одинаков — и у тех, кто утеплил, и у тех, кто мерзнет на последних этажах или жарится на первых. И что выходит? Что мы топим улицу и платим за это из своего кармана. Скажем, пьем ли мы воду из-под крана, обычного водопроводного крана в квартире, безо всяких фильтров? Скорее всего, нет, а все равно платим, и платим, обращаю внимание, за питьевую воду.

— Виктор Григорьевич, в Петербурге катастрофа с состоянием коммуникаций. Рвутся десятки раз одни и те же трубы. Например, в Колпино и на юго-западе города. Почему нельзя сразу заменить негодную трубу?

— Там, где рвется, означает, что трубопровод находится за гранью износа. Почему все сразу не ремонтируем? Нам говорят: давайте займемся импортозамещением. Давайте! Но давайте то, что сберегаем, инвестировать в нашу экономику, а не зарубежную. Не космолеты будем на Луну запускать, а займемся собственным хозяйством. Это же колоссальные заказы: трубы, техника, трубоукладчики, новые рабочие места… В Германии в 1929 году, находящейся в катастрофическом экономическом состоянии, все силы бросили на две вещи: ЖКХ и дороги. Так и то, и другое стоит там до сих пор! А рядом — наша траншея с гнилой трубой. В нее выливают машину бетона и считают, что так укрепляют трубу.

— А что означает графа «капремонт» и как должно быть?

— Согласно Росстату, 45 млн человек живут в домах, требующих безотлагательного ремонта. Это огромный жилфонд, которому требуется колоссальное количество средств. Было несколько схем решения: предполагались некие фонды по капремонту, которые планировали создать после упорядочения схемы управления домами. Но у меня большие сомнения, что что-либо выйдет в пользу жильцов. И есть опасность выделять средства из фонда совсем не туда. А как быть тем, у кого все относительно благополучно? Туда либо средства вообще не дойдут, либо правила регулирования изменятся. На этот счет пока нет решения, а то, что предлагается — просто некий паллиатив, рассматриваемый инициаторами для приобретения политических или экономических бонусов. Такой незатейливый механизм создания нового крупного вида бизнеса за счет средств собственников квартир.

В ЖКХ альтруистов нет

— Сколько лет должно пройти, чтобы появился результат от всей этой деятельности?

— История отрасли за последние 25 лет показывает, что каждые 2-2,5 года появляются некие инновации. Но решение одного какого-то этапа в целом проблему не решает. Взять тот же капремонт. Почему проблема непрозрачности движения финансовых потоков не решена и даже не сформулирована? Потому что все двинулись по пути рассуждений, сколько надо платить. Потому что кроме некоего корпоративного интереса и не видно ничего. Собранные средства фактически будут находиться под оперативным управлением местных чиновников. Вот вам и итог одного из направлений реформирования. А ведь еще Дмитрий Иванович Менделеев, который был не только великим химиком, но и экономистом, в своей работе о толковании тарифа и исследовании промышленности России говорил, что как каждое отдельное лицо обязано сообразовывать свои действия с другими, так и государство обязано для поддержания достоинства своих граждан сообразовывать свои действия. Особенно в условиях кризиса, в том числе и кризиса отрасли. Инициатива по наведению порядка должна исходить от государства. Но пока видим инициативу только в части повышения тарифов естественных монополий.

— Как вы считаете, как отразится кризис на ЖКХ?

— Себестоимость производства услуг будет обходиться дороже, нежели их продажная цена. Отсюда — прекращения деятельности предприятий и банкротства. Надо понимать: инфраструктурные проекты быстро не окупаются. А что требует отрасль? Инфраструктуру и приемлемую себестоимость. Сроки окупаемости проектов модернизации в ЖКХ — минимум 5 лет. А у нас кредиты даются на непродолжительный срок, да еще под высокий процент. Какой инвестор готов вкладываться в таких условиях? Только тот, кто привык стричь купоны, не вкладывая при этом ни копейки. Альтруистов у нас нет. Не будем также забывать про тарифы естественных монополий. В октябре 2014 года была профсоюзная забастовка на Кузбассе, 10 тысяч человек вышли протестовать с требованием отказаться от повышения тарифов на железнодорожные перевозки. В 2015 году тарифы еще больше повысятся, в том числе и на транспорт. А у нас именно транспортные расходы в цене угля составляют от 60%. Его будет невыгодно добывать. В себестоимости продукции базовых отраслей транспортная составляющая доходит до 40% в зависимости от расстояния. И если тариф РЖД повысится на один рубль, то суммарные издержки повысятся на 4 рубля.

— Что подорожает?

— Тепло однозначно подорожает, потому что лидер всегда — тариф на энергоресурсы. А когда инфляция достигает 10% с нулевым ростом ВВП, напрашивается вывод: необходимо бороться с высокими издержками и контролировать тарифы естественных монополий. Произойдет падение покупательской способности населения, снизится спрос на потребляемые товары и ресурсы.

— Как вы считаете, общественный контроль может как-то повлиять на такую вакханалию?

— Общественный контроль это хорошо, но должны быть четкие законодательные правила игры и поведения в отрасли. Без них картинка напоминает кадр из «Бриллиантовой руки», когда общественность стоит в сторонке и что-то там себе обсуждает. Потому что пока некоторые административные пассажи, кроме иронии, ничего не вызывают. Вот, например, на сайте Минстроя висят методические рекомендации по разработке комплекса мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации. Одна из мер предусматривает ответственного от регионального отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Получается, что чиновникам главное — заполнить эту таблицу, ввести туда члена партии, и ЖКХ возродится само собой.

Источник: ok-inform.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *