Муниципалитеты обяжут проводить капремонт за свой счет

Комитет Госдумы по жилищной политике и ЖКХ поддержал законопроект с такими поправками в Жилищный кодекс. Рассмотреть документ планируется на пленарном заседании до конца этой сессии.

За неотремонтированные дома муниципалитеты будут перечислять необходимые средства на счет региональных операторов или на специальный счет, в зависимости от способа формирования фонда капремонта для конкретного дома. А собственники таких квартир в таком доме будут принимать участие в приемке работ по капремонту.

Так как дома уже довольно долго ждут своей очереди на ремонт, то проведение работ в них предлагается поставить в приоритет. Они должны будут включаться в соответствующую региональную программу капремонта в первоочередном порядке.

Есть одно «но». К сожалению, собственников помещений в таком многоквартирном доме от уплаты взносов на капитальный ремонт не освобождают. Законопроект это не предусматривает.

Даже после решения суда о проведении капремонта муниципалитетом жильцам не удается решить проблему

Отстаивать право на проведение ремонта за счет муниципалитета собственникам приходится в суде. «Сегодня активные собственники все чаще обращаются в суды, требуя от муниципалитетов исполнения обязательств по содержанию домов до передачи их в собственность жильцам в ходе приватизации. Однако судебная практика сейчас неоднородная», — поясняет замглавы Минстроя России Андрей Чибис.

Закон находится на стороне собственников приватизированных квартир. Жилищный кодекс РФ (ЖК) никогда не возлагал на новых собственников помещений обязанности за свой счет проводить капитальный ремонт домов, если он требовался еще на этапе приватизации жилья. Речь идет о довольно большом количестве домов. До приватизации в стране было построено 85 процентов нынешнего жилого фонда. Основная волна приватизации пришлась на 199—1996 годы. С этого времени в России построено не более 15 процентов жилья.

В то же время отсутствовали указания, как должны поступить местные власти с этими зданиями. Было несколько потенциальных решений этой проблемы, отмечает Игорь Кокин, эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы государственного управления РАНХиГС. Муниципалитет мог провести капремонт собственными силами, компенсировать его стоимость собственникам или перечислить соответствующие средства на счет регионального оператора. Но так как четкой инструкции не было, то муниципалитеты не знали, какой из вариантов будет считаться исполнением обязательств с их стороны.

Документ разъясняет, что муниципалитеты должны профинансировать капитальный ремонт в таких домах, перечислив средства региональным операторам. «Законопроект позволит установить понятные и единые для всей страны принципы выполнения этого обязательства», — отметил Андрей Чибис.

Законопроект, по сути, является реализацией решения Конституционного суда, который подтвердил обязанность бывшего собственника провести капитальный ремонт здания и указал, что эта обязанность собственника должна быть закреплена в виде закона.

Сейчас отсутствие четких правил в отношении домов, которые нуждаются в ремонте с момента приватизации первого помещения, порождает довольно грубые нарушения со стороны муниципалитетов. К примеру, с ними столкнулись жители Брянска, их взносы за капремонт внезапно выросли без веской на то причины. Урегулировать ситуацию удалось только с привлечением прокуратуры. Выяснилось, что долг накопила администрация, пока владела помещениями. А после того как квартиры были приватизированы, муниципалитет распределил долг на жильцов.

В законопроекте указывается, что его реализация не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. То есть капремонт жилья муниципальные образования должны провести за счет своих бюджетов. Эксперты опасаются, что и без того дефицитные бюджеты городов не выдержат такой нагрузки. «Главная точка преткновения — это наличие средств в бюджетах муниципальных образований. Даже сейчас иски жильцов к муниципалитетам удовлетворяются, и вот в городе Омск размер обязательств по таким удовлетворенным искам в три раза больше бюджета города. Поэтому сколько бы решения судов ни принимались, у муниципалитета нет возможности их исполнить», — говорит исполнительный директор Национального центра общественного контроля «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

Также спорным остается момент об обязанности муниципалитета отремонтировать дома, переданные ему в собственность другими организациями. В 1990-х годах многие предприятия, государственные структуры передали свои дома на баланс городов. «И передали их не в лучшем виде», — отмечает Светлана Разворотнева.

Источник: rg.ru

Материалы по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *