Недоработки системы ГИС ЖКХ могут стать причиной роста тарифов за жилищно-коммунальные услуги для граждан

В конце 2016 г. сроки введения обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ были перенесены на 1 июля 2017 г. Однако отсрочка не привела к повышению эффективности системы – к такому выводу пришли участники экспертного совещания, посвященного проблемам ввода в эксплуатацию государственной информационной системы ЖКХ (ГИС ЖКХ). Основной риск в связи с введением в эксплуатацию ГИС ЖКХ заключается в повышении тарифов за ЖКУ для граждан. Еще одной острой проблемой остается техническое несовершенство системы и наличие большого количества ошибок. В ОНФ намерены добиваться от Минкомсвязи ответов на основные вопросы, которые возникнут при использовании ГИС ЖКХ, и главный из них касается возможного роста тарифов для жителей.

В конце 2016 г. Госдума приняла законопроект, который перенес сроки введения обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ на полгода – до 1 июля 2017 г., а административной ответственности за неразмещение такой информации – до 1 января 2018 г. Исключение составляют города федерального значения, для которых такая обязанность наступит с 1 января 2018 г., а ответственность – с 1 июля 2019 г. В преддверии даты, с которой размещение информации в системе станет обязательным, на экспертном совещании в Народном фронте обсудили проблемы нормативного регулирования работы ГИС ЖКХ, технические барьеры для ее ввода в полноценную эксплуатацию, а также механизмы повышения продуктивности системы.

О том, что ГИС ЖКХ должна стать эффективным инструментом контроля за качеством жилищно-коммунальных услуг, напомнила член Центрального штаба ОНФ, эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Светлана Калинина. «В настоящее время у нас есть целый ряд вопросов и опасений, самый главный из которых – вероятный рост тарифов и, соответственно, задолженности за ЖКУ для граждан, – пояснила она. – Так, внесение в систему информации о начислениях требует от управляющих компаний больших материальных издержек. Работа с ГИС ЖКХ требует не только наличия специально обученного персонала, но и материальных затрат: жилищным организациям нужно будет оплатить электронную подпись (от 4 до 10 тыс. руб. в год) и программное обеспечение конкретного производителя. В этой связи больше половины управляющих организаций и ТСЖ вынуждены пользоваться услугами компаний-посредников для регистрации и использования ГИС ЖКХ».

Как опасаются эксперты, данная финансовая нагрузка в конечном счете ляжет на плечи граждан. Однако присутствовавшие на мероприятии представители Минкомсвязи никак не прокомментировали подобные опасения.

Эта проблема также усугубляется тем, что многие ресурсные компании понесут существенные затраты в связи с необходимостью интеграции с ГИС ЖКХ собственных информационных систем. Так, большинство поставщиков отчетности Государственной информационной системы уже создали собственные информационные системы, в рамках которых ведут свою деятельность. Для интеграции с ГИС ЖКХ им придется провести работы по модернизации и интеграции внутренних систем с нормативно-справочной базой и сервисами системы ЖКХ.

«Например, АО «Мосводоканал» объявило открытый конкурс по созданию платформы для автоматизации предоставления сведений в ГИС ЖКХ и Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС), начальная (максимальная) цена контракта – 15 млн 320 тыс. руб. Думаю, не нужно объяснять, на кого ляжет финансовое бремя по оплате такой интеграции, – привела пример Светлана Калинина. – При этом в системе не отображается информация из других государственных информационных систем, с которыми проведена интеграция, например с системой Фонда содействия реформированию ЖКХ (сайт reformagkh.ru)».

Главный редактор экспертного журнала по тарифному регулированию «РСТ.РУ» Сергей Ничипорюк отметил, что существует более успешный опыт интеграции региональных информационных систем с Федеральной информационной адресной системой (ФИАС) и Федеральной государственной информационной системой «Единая информационно-аналитическая система» (ФГИС ЕИАС), которые можно использовать для применения наработок в ГИС ЖКХ.

Особую актуальность также приобретает вопрос возможного роста банкротств управляющих и ресурсоснабжающих компаний, а также некоммерческих объединений граждан (ТСЖ, ЖСК, ЖК) в связи с введением с 1 января 2018 г. административной ответственности за неразмещение информации в ГИС ЖКХ. Так, собственник вправе не оплачивать коммунальные услуги до тех пор, пока информация об этих начислениях не появится в ГИС ЖКХ, а невнесение предписанной законом информации может повлечь за собой существенные штрафы (штраф за неразмещение или размещение недостоверной информации в системе составляет для управляющих компаний 30 тыс. руб., для ресурсоснабжающих организаций – 200 тыс. руб.). Как отметили на мероприятии, многие участники рынка просто не успевают разместить в ГИС всю необходимую информацию. При этом наибольшие трудности испытывают при размещении информации как раз ТСЖ.

Кроме того, участники ГИС ЖКХ отметили, что подотчетные организации и жители не понимают, зачем им нужна ГИС ЖКХ, в которую к тому же требуется заносить много лишней информации. Сергей Ничипорюк предложил рассмотреть возможность усиления информационно-просветительской работы о пользе ГИС ЖКХ через СМИ. В настоящее время в информационном поле активно обсуждается только один мотив, положительно воспринимаемый пользователями, – возможность не оплачивать коммунальные и жилищные услуги, если платежный документ не размещен в системе. Этот же мотив поставщики услуг связывают с рисками снижения сборов за коммунальные услуги. Акцент на систему штрафов при несоблюдении требований к подключению в большей степени стимулирует к поиску способов защиты от административной ответственности, чем желание работать с ГИС ЖКХ.

Участники мероприятия также рассказали о большом количестве технических и системных ошибок, которые возникают при работе с ГИС ЖКХ – и многие из них не исправляются на протяжении нескольких недель. «Несмотря на то, что система введена в промышленную эксплуатацию 1 июля 2016 г., в ней до сих пор большое количество недоработок. Вот, например, самое последнее обращение: при попытке разместить информацию об объекте жилого фонда система указала на наличие технического сбоя, и данный функционал был недоступен восемь дней. Как сказали в службе технической поддержки, эта ошибка будет устранена в следующей версии системы, в начале августа, то есть уже после срока введения обязанности по размещению информации», – сообщила советник председателя правления ОАО «Интер РАО» Марина Файрушина.

Светлана Калинина в ответ подтвердила, что жалобы на технические сбои поступают от граждан из многих регионов России. А председатель Союза управляющих организаций Саратовской области Михаил Жуковский подтвердил, что периодически возникают сложности со входом в личный кабинет, а также при переходе дома от одной управляющей компании к другой. «Кроме этого, система постоянно обновляется, из-за чего пользователи сталкиваются с дополнительными проблемами. Есть претензии и к работе службы технической поддержки: часто в ответ на обращение просто зачитываются отрывки из инструкции пользователя», – подчеркнул он.

Кроме этого, существует проблема с дублированием информации различными поставщиками. Так, приказ Минкомсвязи и Минстроя предусматривает размещение одной и той же информации двумя, а иногда и четырьмя разными поставщиками информации. Например, информация в систему может предоставляться не только управляющими и ресурсоснабжающими организациями, но также Росреестром и органами местного самоуправления. При этом непонятно, какую именно информацию считать первичной и какие данные использовать при расчетах платы за услуги ЖКХ. В Минкомсвязи в ответ на это заметили, что над ГИС ЖКХ проделана огромная работа и критиковать всегда удобнее, чем предлагать. Кроме этого, по словам представителей ведомства, все участники рынка заблаговременно знали и о законе, и о вводе системы.

«Мы пока не получили от тех, кто ответственен за работу ГИС ЖКХ, ответов на самые важные вопросы по функционированию системы. Наши вопросы – не только технического характера, что, конечно, важно, учитывая колоссальные объемы информации, которые будут размещаться в ГИС. Прежде всего мы намерены добиваться защиты интересов наших граждан – конечных потребителей услуг ЖКХ. Поэтому все-таки надеемся получить от Минкомсвязи объяснения относительно потенциального роста тарифов и финансовой нагрузки на жителей и направим в адрес ведомства соответствующий запрос», – резюмировала Светлана Калинина.

Экспертное совещание проводилось в рамках контроля за исполнением поручения президента, данного по итогам состоявшегося 26 января в Ставрополе Межрегионального форума ОНФ. Тогда правительству РФ совместно с ОНФ было поручено провести мониторинг работы ГИС ЖКХ и при необходимости подготовить предложения по ее совершенствованию. В декабре 2016 г. эксперты ОНФ уже указывали на данные проблемы, однако за этот срок необходимая по их устранению работа так и не была проведена.

Источник: onf.ru

Материалы по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *